В ГД в первом чтении принят законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
В связи с принятием Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Катренко отметил, что этот законопроект должен стать оружием в борьбе с бюрократией и необоснованной засекреченностью при получении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Ведь нередко из-за нежелания лишний раз перелопачивать бумажную кипу, копаться в компьютерной базе или же опасаясь взять на себя ответственность за предоставление запрашиваемых сведений чиновники предпочитают отмалчиваться. При этом права россиян на свободу поиска и получения информации, закрепленные в статье 29 Конституции РФ, нарушаются. Внесенный Правительством проект закона призван обеспечить открытость деятельности госструктур и органов местного самоуправления, доступность и достоверность сведений об их работе. Документом устанавливается единый порядок, формы и способы обнародования государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. Согласно законопроекту, срок рассмотрения запроса составляет 30 дней. Если же предоставление данных невозможно в течение этого времени, то срок продлевается, но не более чем на 15 дней. Должен отметить, что законопроект в полной мере отвечает веянию времени и разработан с учетом положений федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)». Сведения о деятельности госструктур в соответствии с запросом пользователя могут предоставляться как в устной форме или в виде официальной бумаги, а также содержаться в электронном документе, заверенном электронной цифровой подписью. Главная особенность правительственного проекта закона заключается в том, что впервые законодательно устанавливается доступ к информации в электронной форме. Для реализации этого положения госорганам и органам местного самоуправления придется подключить свои информационные системы к сети Интернет, открыть для неограниченного доступа официальные сайты, выделить адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемых данных. Довольно уязвимой представляется норма об информации, доступ к которой ограничен. Очевидно, что государственная, коммерческая или банковская тайна, а также персональные данные не должны быть открыты для всех. Правительство посчитало, что сохранить секретную информацию можно, зафиксировав в законопроекте перечень данных, разрешенных для размещения в Интернете. Однако логичнее было бы законодательно закрепить не список общедоступных сведений (каким бы обширным и развернутым он ни был), а как раз исключение из правил - перечень информации, которая не может быть представлена. Одновременно с принятием этого законопроекта вносятся изменения в ФЗ «О средствах массовой информации», а также в Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности должностных лиц за нарушение прав граждан на доступ к информации. Так, за несоблюдение правил доступа россиян к информации, за нарушение порядка и сроков размещения сведений в Интернете предусмотрен штраф от 20 до 30 МРОТ. А незаконное или необоснованное отнесение (или же неотнесение) сведений к информации ограниченного доступа грозит штрафом от 10 до 20 МРОТ, к государственной тайне – от 20 до 30 МРОТ.
Пресс-служба
|